Доклад Главы СХПУ Константина Шаповалова на тему «Литературные и творческие дары в современном христианстве»

Доклад Главы Союза христианских писателей Украины, магистра теологии, пастора и писателя Константина Шаповалова на тему «Литературные и творческие дары в современном христианстве»

ІV Международная научно-практическая конференция

5-7 апреля 2012 г.

 

Тема: Божий Промысел – через созерцание Творца в величии и красоте творения приводить человека к Творцу Спасения!

Рим.1:20

20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (т.е. не имеют извинения).

Бесспорно – наблюдения и научное объяснение устройства природных систем и процессов, геология, геофизика, астрофизика, прочие физические и общественные науки дают прекрасные возможности познания Бога!

Но многие ли могут проникнуть в научное созерцания творения?

Многие ли знают и могут рассуждать о многообразии действия в природе различных физических, биохимических, химических, термодинамических, биологических, анатомических, географических, астрономических и тому подобных механизмов, законов, принципов?

Но ведь действие всех этих процессов жизнедеятельности на земле могут теоретически происходить и без «творческого облачения», без облачения в красоту, величие и художественное совершенство! Ведь и без этого они могли бы светить, орошать, давать кислород, питать распространяться и т.д.

Почему Сам Господь Бог называет Свою премудрость художницей, а Себя – Художником и Строителем Небесного Иерусалима?

Почему на всех Его созданиях лежит печать творческого совершенства и богатства многообразия?

Все творение облачено в великолепие и совершенство форм, материалов, цветов, запахов, звуков, ритмов, и все это дает возможность, шанс всякому человеку через рассматривание творений прийти к духовному познанию о Боге, найти спасение!

Да! Творец даровал возможность всякому человеку созерцать художественное отражение жизни!

Этим же потенциалом,– Божественной способностью творчества, наделен и человек.

  • Творческие дары, вдохновляемые Духом Святым, несут созидающий, просвещающий, позитивный характер.
  • Сила творческих даров и в том, что они способны касаться сердца человека, затрагивать глубоко его сущность, его дух, воздействовать на душу.
  • Ценность творческих даров и в том, что это универсальный язык общения и передачи послания! Универсальный язык единения!

Томас Манн: «Искусство – самый прекрасный, самый радостный и благой символ извечного не подвластного рассудку стремления человека к добру, истине и совершенству».

  • Творчество помогает человеку наполняться воодушевленной радостью и просвещением, творческим восторгом.

29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

(Прит.8:29-31)

  • Творческие литературные дары – мощное орудие для спасения человека, ведущие его к истине и Богопознанию.
  • Литературные творческие дары в необходимом объеме есть и в христианских церквях, но из-за непонимания их значимости и отсутствия востребования, а также видения их развития, применения и пользы не только для христианского сообщества, но и для всего гражданского общества – они в неразвитом, запущенном состоянии.

О важности творческих даров, литературных даров

Почему исторические, национальные победы записывались, облекались в стихотворную и музыкальную формы?

К примеру, песни Моисея, Деворы, Анны, Давида передавались из уст в уста, им учили, их пели из рода в род.

На Украине – ставшие народными песни, в т.ч. на стихи Т.Шевченка, Л.Украинки и др. поэтов, – это один из самых эффективных способов передавать и хранить, нести из поколения в поколение победную историю, национальную идею, духовное единение и т.п.

Это одна из самых доступных форм распространения, сохранения и преемственности мировоззрения (парадигмы) целой нации, даже если она находиться в рассеянии или порабощении.

Это понятный каждому последующему поколению язык образов, воплощающий конкретную мысль, идею.

Как возникают национальные лидеры, влияющие на умы сотен тысяч и более людей?

По сути они не придумывают чего-то нового «под солнцем»: но распознавая «знамения времени» в своем народе – улавливают витающие в воздухе, в атмосфере страны накопившиеся чаяния, желания, боль, назревающие настроения, разочарования и т.д., остроактуальные на данном историческом отрезке вопросы, аккумулируют и формируют национальную идею, облекая ее в понятную всем, объединяющую, зажигающую форму, побуждающую к действиям, изменениям, реформации!

Знаменитые тезисы М.Лютера не были чем-то новым в христианском мире, но они были точным детонатором (к месту, в свое время, на злободневную тему), выходом для накопившейся во мраке времени массы назревших вопросов, чаяний, безысходности большой массы людей.

На Украине формированием национальных идей часто выступали литераторы: Т. Шевченко, Л. Украинка и другие национальные лидеры.

И горе народу, когда за формирование национальной идеи брались нечестивые лидеры, которые делали народ последователем своих злонамеренных целей.

Творчески одаренные христиане имеют огромный потенциал для того, чтобы:

  • влиять и на формирование национальной идеи, моральных ценностей и духовности нации, употребляя универсальный язык искусства и мастерство слова;
  • формировать христианское мировоззрение в гражданском обществе, помочь людям увидеть, понять, найти, и выразить те ценности, мысли, чувства, переживания, устремления, которые сокрыты и хранятся в их естестве от создания мира.

Человек, созданный по образу и подобию Божьему способен пробуждаться к переосмыслению, к вере, жизни, к восторгу, к правосудию и правде, к святости.

Зажигать, пробуждать, вести к этому людей языком искусства, литературного творчества и т.п. – ответственность призванных и наделенных этими дарами.

Формировать здоровый, морально трезвый взгляд на разные сферы жизнедеятельности человека, пробуждать в нем желание и действия добра и правосудия!

Но, к сожалению, эта сторона действия даров не замечаема и пренебрегаема в украинском христианстве. Их не востребуют, не видят в них ценности, не развивают, не учат двигаться в них, не побуждают реализовывать их на благо не только христианского, но и гражданского сообщества.

Развитие души христианина – в загоне. Но преуспевание все же, согласно 3 Ин. «Желаю, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» – непосредственным образом сопряжено с развитием души.

Зато мир подхватил то, что бросили христиане как неважное и непотребное. И рьяно формируют и национальные идеи, и вкус, и мораль, и культуру, и ценности, и этику, и стиль современного общества.

Зачастую, к сожалению, происходит так, как сказано в Св. Писании: «Сыны века сего оказываются догадливее сынов света» и очень старательно, плодотворно употребляют свой творческий потенциал, который может стать очень опасным при искаженном мировоззрении человека (то ли это кино-теле-искусство, то ли литература, то ли живопись, музыка и т.д.).

И мы можем это видеть повсеместно – деструктивное, разрушительное, заражающие опасными духовными болезнями нездоровое ремесло субкультуры. Разлагающее вкус народа, формирующее безответственность и вседозволенность.

Массово пишут и издают книги, журналы, занимаются публицистикой, сочиняют стихи, песни, играют, поют, пишут картины, создают сценарии, фильмы, передачи, творческие проекты, дизайн-студии, развешивают бигборды. Насыщают общество своей интерпретацией даров и своим содержанием, тогда как дары в христианстве «пасут самих себя» в лучшем случае, а в худшем – вообще зарывают их и не двигаются в творческих и литературных дарах.

Например, есть один талантливый брат, который имеет прекрасный дар поэта, он своего рода «современный Остап Вишня», но, к сожалению, он практически не развивает этот дар, не двигается в нем, потому что этот дар у него – на последнем месте, так как в церкви он несет несколько служений. А мог бы не десятку людей приносить пользу, а – тысячам.

Другая сторона проблемы отражена на примере апостола Петра, не дававшего поначалу омывать себе ноги – самодостаточность и отвержение благодатной части взаимослужения.

И мы, Союз христианских писателей Украины, столкнулись с проблемой: христианская интеллигенция в удручающем состоянии и всем нам предстоит позволить друг другу «мыть ноги», чтобы совместно потрудится на формирование украинской христианской интеллигенции, способной быть сильным, мощным, влиятельным, слышимым в нашем обществе голосом, активно и эффективно влияющим на формирование общественной мысли, национальной идеи, на культуру, мораль различных сфер жизнедеятельности общества (семья, образование, труд, благотворительность и т.д.).

Достичь уровня известных в истории литераторов, художников, музыкантов в профессиональном совершенствовании.

Но и не менее значим для нас, христианской интеллигенции, является личностный духовный рост, развитие души, характера, общая культура и образованность.

Выводы и перспективы развития

1. Формирование качественно нового уровня христианской интеллигенции (зрелый в характере, обогащенных взаимодарованиями, высокой культуры и высокой гражданской позиции).

2. Объединение потенциала христианской составляющей общества: профессионалов, компетентных специалистов в области науки, искусства, литературы, информационной деятельности, преподавателей; общественных и государственных деятелей с целью:

  • влияния на формирование нравственных и моральных оснований развития общества,
  • распространения и отстаивания христианских ценностей,
  • защиты христианского мировоззрения и пропаганды его в обществе,
  • активной гражданской позиции.

3. Творческие и литературные дары в христианстве должны иметь целенаправленность и целесообразность.

Для этого всегда необходимо ставить перед собой 3 вопроса:

  • Что я создаю, пишу, творю?
  • Для кого?
  • Какова цель? Что это должно произвести, побудить, решить?

Всякое творчество должно подчиняться единой Божественной цели! А автор иметь социально ответственную и активную позицию.

aliance

shpu facebook

 

biblioteka

krug-stol2013

krug-stol2014

Головна сторінка | Людина року | Контакти

© Використання будь-яких матеріалів сайту дозволено тільки за умови активного гіперпосилання на джерело. Офіційний сайт Спілки християнських письменників України. 2010-2018 рр.